Меню
как купить виагру в аптеке
ОГНЕВОЙ ПАТРИОТ РОССИИ
«Когда я слышу имя Лидия Андреевны Руслановой, моё память неизменно тревожит воспоминание об одном из острых музыкальных впечатлений раннего детства, запомнившиеся на всю жизнь. Самый разгар войны. Поздним вечером в холодной московской квартире, которую не в состоянии обогреть раскалённая железная печка-«буржуйка», я сижу, поджав ноги, за столом рядом с двумя своими бабушками. Одна из них при свете керосиновой коптилки перебирает ржаную крупу, чтобы сварить приторную, неприятную на вкус, грубую кашу. Другая дочитывает вслух печальный рассказ, как своевольный польский пан до смерти засёк безвинного пастушка. Меня, изголодавшегося мальчонку, измученного бессонными ночами в переполненном бомбоубежище, остро, болезненно впечатлительного от нервных перегрузок того сурового времени, поступки пана так глубоко ошеломили, что я горько, безутешно расплакался. Как не пытались испугавшиеся не на шутку бабушки успокоить меня, ничего не помогало. Плач мой переходил в рыдание, почти в истерику. И тут вдруг по радио зазвучал сильный, бодрый женский голос. Это пела Лидия Андреевна Русланова. В сопровождении заливистой саратовской гармошки она выкликала одну за другой задиристые волжские припевки. В самом звучании удивительно полного, насыщенного голоса певицы было столько света, русской бесшабашной удали, столько бьющего через край веселья, что невозможно было не подчиниться её удивительной власти. А озорные слова, живо и непринуждённо нанизывавшиеся на стержень бесхитростного напева, невольно вызывали безмятежную улыбку.
«На дубу сидит ворона,
Кормит воронёночка.
У какой-нибудь разини
Отобью милёночка».
Светлые воспоминания о счастье мирной жизни и непреклонная вера: беззаботные, спокойные времена снова наступят, победа восторжествует – вот что, прежде всего, стояло за этими, казалось бы, наивными и незатейливыми поэтическими и музыкальными образами. И вот я, уже успокоенный и утешенный, весело повторяю понравившиеся слова. От души смеюсь, хлопая в ладоши и такт мелодии. Конечно же, жестокость и ненависть никогда не смогут сломить силу добра, душевной щедрости, неуёмного стремления человека к простым радостям справедливо устроенной мирной жизни!». («Лидия Русланова. В воспоминаниях современников». М., «Искусство», 1981. // В. Щуров. «Исполнительский феномен Лидии Руслановой». С. 34 - 35). «Слава Руслановой шла вместе с нею и по фронтам Великой Отечественной войны. Не случайно в первые же недели, кажется в августе 1941 года, Лидия Андреевна удивила всех нас, вернувшись с фронта, так же как и В. Хенкин, в военной форме. Оба они участвовали в первой же фронтовой бригаде, работали там, по свидетельству очевидцев, «за всех». И были удостоены за свои выступления звания «почётных красноармейцев-танкистов». Тем более закономерно, что именно Русланова оказалась первой советской артисткой, песнями встретившей великую Победу в поверженном Берлине, на ступенях ещё горящего рейхстага». («Лидия Русланова. В воспоминаниях современников». М., «Искусство», 1981. // А. Рудель. «Большое сердце». С. 119 - 120). «В первые же дни войны с фашистской Германией Русланова снова попросилась в состав фронтовой бригады артистов. В конце июля – первый концерт. В августе вернулась ненадолго в Москву – в гимнастёрке, в сапогах, удостоенная, как её коллега, артист В. Хенкин, звания «почётный красноармеец-танкист». В том не было ничего удивительного: если в народе слава её была велика, то в армии она пользовалась популярностью поистине легендарной. Первую победу наши войска одержали в августе-сентябре именно там, где в окопах за месяц перед тем пела Русланова. /«Военный энциклопедический словарь» (М., Воениздат, 1984, с.252) так оценивает победу под Ельней: «Ельницкая операция явилась одной из первых успешных наступательных операций советских войск в войне, в ходе которой удалось прорвать подготовленную оборону противника, разгромить его группировку и освободить значительную часть территории. 4 отличившихся в Е. О. стрелк. див. Первыми в Сов. Армии получили наименование гвардейских»/. За год до смерти, в интервью «Советской культуре» (номер от 23 сентября 1972 года) певица отвечала на вопрос о своём участии в войне: «Мне пришлось часто выезжать на передовую, много раз выступала в Ленинграде, в дни блокады, была почти на всех фронтах, разве только вот на Севере не довелось. Бойцам тогда нужна была песня». «Когда говорят пушки – музы смолкают» - изречение прошлых веков устарело, наши артисты порой выступали под аккомпанемент рвущихся снарядов и вой бомб. Такое «сопровождение» случилось и под Ельней. «Только закончила одну из песен, рассказывала певица, - как над головами появились «юнкерсы» в сопровождении «мессершмидтов». Посыпались бомбы, затрещали пулемёты, задрожала земля от разрывов. Команда: «Воздух! Все в укрытие!». Смотрю, никто и ухом не ведёт, слушают, как в Колонном зале. Думаю, и мне не пристало отсиживаться в траншее, да и концерт прерывать негоже. Что солдаты подумают? «Русланова «месссеров» испугалась». Как бы не так! Мне смерть в глаза смотрела ещё в Гражданскую ско-о-олько раз. А тут бомбы. Пропади они пропадом, из-за их воя и грохота песню-то не услышат солдатушки наши, думаю, вот беда. В общем, налёт фашистов выдержала, программу довела до конца». В однотомной энциклопедии «Великая Отечественная война. 1941-1945» (М., «Советская энциклопедия», 1985) вошли не все имена, не все эпизоды…А Руслановой посвящена отдельная статья. Полагаю, что те генералы, имена которых не попали на страницы военной энциклопедии (слишком обширен материал о войне, чтобы уместиться в один, пусть и огромный том энциклопедии) не обидятся на составителей справочника: генералов много, а Русланова у нас у всех – одна… «РУСЛАНОВА Лидия Андреевна (1900-1973), певица (контральто), засл. арт. РСФСР (1942). Исполнительница рус. нар. песен. На эстраде с 1917. В Гражд. Войну принимала участие в концертах для красноармейцев. С 1925 выступала в Москве. В 1941-1945 участница фронтовых концертных бригад. Первое выступление Р. на фронте состоялось в р-не Ельни в кон. июля 1941. Неоднократно выступала в блокадном Ленинграде, на передовых позициях многих фронтов, а также в Берлине. Репертуар Р. включал наряду с народными и песни сов. композиторов. В 1944 на личные сбережения певицы была приобретена боевая техника для миномётной батареи. С 1953 артистка Всероссийского гастрольно-концертного объединения. Награждена орд. Кр. Звезды». «Боевая техника для миномётной батареи», упомянутая в энциклопедии, это ни много, ни мало – четыре «катюши». И подарила певица их боевым товарищам генерала Крюкова. Как это случилось – о том Русланова рассказывала Людмиле Зыкиной. «В конце 1943 года Лидия Андреевна Русланова в составе концертной бригады приехала во второй гвардейский кавалерийский корпус под командованием Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Крюкова. (Позвольте уточнить, что звание Герой Советского Союза Владимиру Викторовичу Крюкову было присвоено 6 апреля 1945 года. – Д. В.). В то время в одном из его полков проходило собрание, на котором было зачитано письмо колхозницы, - она передала государству свои трудовые сбережения, чтобы на эти деньги сделали пушку для её сына-артиллериста. Потом выступила Лидия Андреевна и сказала, что тоже отдаёт свои средства на постройку батареи из четырёх «катюш». Три месяц спустя Русланова снова прибыла в часть и торжественно вручила бойцам свой подарок. Десятый миномётный гвардейский полк громил врага на Западном фронте, штурмовал фашистские укрепления на Одере. Руслановские «катюши» приближали долгожданный День Победы». (Л. Зыкина. На перекрёстках встреч. М., Советская Россия, 1982, с. 23). Но, думается, неизмеримо больший вклад в Победу внесли её концерты. Бойцы, знакомые с творчеством артистки по пластинкам, по выступлениям на радио, с восторгом встречали певицу у себя на позициях». (Владимир Вардугин «Легенды и жизнь ЛИДИИ РУСЛАНОВОЙ». Саратов.